Время, затрачиваемое разработчиками на производство сиквелов, бывает разным. Некоторые умудряются подавать продолжения к столу игроков ежегодно. Другие, дабы не слишком надоедать почтеннейшей публике, выдерживают паузу в два-три года. Но иногда бывает и так, что девелоперы медлят с выпуском сиквела по пять и более лет, будто это и не игра вовсе, а Hennessy X.O. Пример такого позднеспелого продолжения — Blood Omen 2. Полагаю, многие из наших читателей слыхом не слыхали о первом Blood Omen, оголтелом экшене в top-down перспективе, отличавшемся от своих многочисленных собратьев приличной сюжетной подоплекой. Оно и неудивительно: проект увидел свет в далеком 1996 году. А вот серия Legacy of Kain, родоначальником которой выступил BO, наверняка известна широким народным благодаря Soul Reaver, двухсерийной драме о синюшном пожирателе душ Разиэле. Системные требования
Pentium II 450
128 Мб памяти
3D-ускоритель
Рекомендуемые требования
Pentium III 800
256 Мб памяти
3D-ускоритель
Однако на сцене Blood Omen лучи прожекторов освещают вампира Каина, извечного антипода Разиэля. Первый BO закончился тем, что наш живодер получил хорошую взбучку от предводителя рыцарского ордена Sarafan, члены которого спят и видят, как они истребляют всякую кровососущую нечисть. Каину потребовалось два века, чтобы оклематься от столь неприятного происшествия; все это время за находящимся в глубоком анабиозе телом ухаживали вампиры из повстанческой организации Cabal, ныне требующие от ожившего мертвеца помощи. Пока Каин отлеживался, могущество ордена Sarafan росло, а значит, вампироборцев необходимо немедленно поставить на место. Кроме того, Каин испытывает личную неприязнь к Sarafan Lord’у, он жаждет мести и крови, горя желанием вновь положить когтистую лапу на эфес Soul Reaver, магического клинка, утраченного в неравной битве два столетия назад…
Среди доноров
Несколько удивительно, но игра не имеет почти ничего общего с полугодичной давности Soul Reaver 2. Дело даже не в том, что Каин предпочитает “Пепси”, то есть кровь, а Разиэль признает лишь культурное обогащение за счет душ поверженных оппонентов. Дело в механике игры, сбалансированности ее составляющих: если Разиэль проводил массу времени в метафизических спорах с окружавшими его подлецами и решал многоуровневые паззлы, от случая к случаю отвлекаясь на убиение недоброжелателей, то в BO 2 имеет место примат побоищ над головоломками и сюжетными завихрениями.
Действие игры протекает в узких закоулках города Meridian, в окутанных полумраком подземных коммуникациях и заброшенных фабриках. Локации кишмя кишат разномастным уличным сбродом и приспешниками ордена Sarafan, для Каина имеющих лишь одну ценность: они — обладатели сердечно-сосудистой системы, потенциальные доноры. Жизненная энергия кровопийцы постепенно тает даже без постороннего содействия, и при обнулении запаса живой водицы он не отправляется, подобно Разиэлю, искать счастья в потусторонний мир, а загибается без права на возрождение.
Вампирские штучки
Умерщвление оппонентов осуществляется безыскусно и грубо, без присущего Разиэлю нарциссизма. Другими словами, боевая система довольно незатейлива. В ассортименте имеется атакующее комбо, состоящее из трех ударов, а также возможность хватать врагов за глотку и протыкать их подвернувшимся оружием (злоупотреблять ею не стоит, ибо Каин, пока тянет лапу к шее гада, вполне может схлопотать пару-тройку хуков и отправиться в нокдаун). В процессе, разумеется, не возбраняется собирать всевозможные палицы, мечи, секиры и двуручные топоры, но они банально амплифицируют ущерб, наносимый противнику, и не вносят разнообразия в и без того скудный набор приемов: в ход идет все то же трехступенчатое комбо. Нередко враги изловчаются заблокировать его; отражать неприятельские атаки можем и мы, если речь не идет о спецударах (от них можно лишь увернуться). Важно помнить, что оружие, которым Каин блокирует вражьи зуботычины, постепенно теряет запас прочности, и в конце концов оно ломается.
В целом, одержать победу над отдельно взятым вражеским индивидом нетрудно. Собственно, они и бывают только “отдельно взятыми”. Да, недруги могут устрашающе толпиться вокруг Каина, окружать его, позвякивая своими доспехами, но это не более чем психологические уловки. Атакует всегда кто-то один, а остальные терпеливо ждут своей участи. Обычно она едина: расставание со всей наличествующей в организме кровью и, как следствие, смерть. Делается это в меру изящно, без малоэстетичного перекусывания сонной артерии: Каин привлекает к столь ответственному процессу свои телекинетические способности и дистанционно высасывает кровищу из ран донора.
Алая субстанция не только существенно поправляет здоровье вампира, но и слегка увеличивает показатель "Lore", своего рода опыт, — как только он заполняется до предела, у Каина возрастает максимальное число hit points. Таким образом, со временем наш кровопийца начинает терпимее относиться к ударам классовых врагов, но и они крепчают от уровня к уровню. На смену ворам и прочей подзаборной шпане приходят закованные в светящиеся (в прямом смысле) доспехи высшие чины ордена Sarafan...
Некоторое разнообразие в незамысловатую боевую систему вносит система Dark Gifts, специальных умений, доступных только избранным представителям рода кровососущих. Mist, к примеру, позволяет Каину становиться невидимым — своеобразный привет жанру “stealth action”; жаль, постоянно оставаться в тени нельзя. Дизайнеры сознательно ограничили применение данной способности участками, по поверхности которых стелется этот самый туман. Обзаведясь invisibility, Каин подкрадывается к ничего не подозревающему врагу и наносит ему один-единственный фатальный удар. Он может перерезать брюхо, вонзить меч в шею, с недетского размаху ударить дубинкой по темечку — все эти деяния смакуются эффектным ракурсом. Тут важно не ронять на пол челюсть; хотя для нас такие заранее просчитанные трюки и в новинку, в приставочных играх они далеко не редкость (в первую очередь см. Tenchu). Помимо этого, Каин умеет прыгать между домами, стоящими на внушительном расстоянии друг от друга, или, подобно заправскому Джедаю, воздействовать на удаленные объекты. Правда, без дизайнерского расчета здесь тоже не обошлось.
Существует и масса других трюков, которые даже не снились Стивену Дорффу во время съемок к/ф Blade, но за них еще нужно побороться. Точнее, выдрать из цепких лап боссов, в прошлом почти поголовно лучших воинов армии Каина, сражавшихся с ним плечом к плечу. Однажды, почуяв, что их предводитель сдает позиции, они поспешили перебежать на сторону Sarafan... Пришло время расплачиваться за самую серьезную ошибку в своей жизни. Наказывать предателей приходится долго, ибо получившие ряд тяжелых повреждений гады отползают на другой участок уровня и коренным образом меняют тактику. Маневр, как правило, повторяется трижды, и нас каждый раз заставляют заново изучать их повадки и особенности местности. После пары сотен однообразных стычек с “обычными” врагами подобные превратности судьбы доставляют истинную радость. Есть и другой повод для ликования: одолев бывшего союзника, Каин непременно заполучит новенький Dark Gift.
C неоднократно встречающимися на пути паззлами дела, к сожалению, обстоят не так радужно. Они выглядят некоей стигмой, наследием жанра им. Лары К., от чьего дурного влияния разработчики так и не смогли отделаться. Все уже давным-давно устали от этих бесчисленных триггеров и переключателей, открывающих удаленные на километр двери, и тяжеленных глыб, которые полагается двигать с самыми неочевидными последствиями. Решение головоломок практически не зависит от умственных способностей игрока, с ними мог бы справиться и натасканный на дерганье рычажков шимпанзе.
What justifies the homicide?
Сюжет раскрывается посредством не поддающихся промотке роликов, причем неплохо поставленные голоса действующих лиц (особенно хорош, конечно, Каин) не сопровождаются субтитрами, что есть сущий ад для «русефекаторов». Тут надо отдать должное сценаристам: из сложносочиненных сократических диалогов, наблюдавшихся в SR 2, был откачан лишний жирок и убрана ненужная патетика. В результате cutscenes стали менее продолжительными, но это отнюдь не сказалось на привлекательности сюжета. Каин, в отличие от картонного дегустатора душ Разиэля, вышел оригинальным, всамделишным вампиром. Герой BO 2 — бескомпромиссный, суровый прагматик, достигающий собственных целей любыми возможными средствами и снабженный центнерами «черного» обаяния. Согласитесь, подобные типажи всегда выглядят привлекательнее, нежели всесторонне положительные дольфлундгрены?
Окружающий мир сильно напоминает Thief — эдакое технократическое средневековье, где уличные фонари соседствуют с готическими и романскими замками. Электричество заменяет магия Glyph. Впрочем, она не в состоянии обеспечить город Meridian достаточным количеством света, что только на руку Каину. Он вообще плохо относится ко всему яркому, и сверкающим спецэффектам в этом мире не место. Огонь примитивен, а водоемы выглядят на редкость уныло. Купаться, кстати, запрещено, поскольку Каин гибнет в воде примерно так же быстро, как человек в чане с серной кислотой. На мой взгляд, максимально верное решение: ненавистные подводные уровни канули в Лету, и кровожадному вампиру больше не придется корчить из себя дельфина Экко.
Да, а вы в курсе, что BO 2 совсем недавно вышел на PS2 и Xbox? Знайте и готовьтесь к довольно своеобразному управлению без “стрейфа”, фирменным размытым текстурам и похабной системе “save/load” (сохраняться можно всегда и везде, но восстанавливается игра не с того места, где был произведен “save”, а с последнего преодоленного чекпойнта). Первоначальный вариант игры отличался крайне дерганым “mouse look”, но этот глюк был вылечен первым же патчем. Тем не менее, проблем еще очень много: из рук вон плохо выполненный алгоритм collision detection (поверженные враги оказываются моментально замурованными в стены ближайших домов, а Каин залезает в них конечностями и оружием), лифты, передвигающиеся рывками по несколько миллиметров… И все же, несмотря на все эти технические недоработки и некоторое однообразие игрового процесса, Blood Omen 2 — классическая мрачная повесть о настоящем вампире, чего, увы, не скажешь о солнечном Soul Reaver 2.